О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым

Принят Государственным Советом Республики Крым 24 декабря 2014 года Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные принципы развития курортов в Республике Крым и направлен на изучение, использование, развитие и охрану курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей Республики Крым.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры; 2) курорт государственного значения – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов государственной власти Республики Крым; 3) курорт местного значения – освоенная и используемая в лечебно- профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования; 4) курортный регион (район) – территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно- санитарной) охраны; 5) курортное дело – совокупность всех видов научно-практической и хозяйственной деятельности по организации и обеспечению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов; 6) природные лечебные ресурсы – минеральные воды (в том числе термальные), морские иловые и вулканические грязи, природные минеральные глины, рапа лиманов и озер, приморский, горный, лесной и степной климат, морская вода, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха; 7) лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая  природными лечебными ресурсами и пригодная для медицинской реабилитации, организации лечения, профилактики заболеваний, а также для отдыха населения; 8) коллективные средства размещения – помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно- правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения; 9) физическое лицо, предоставляющее услуги размещения – физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляющее услуги размещения в жилых и иных помещениях, пригодных для предоставления услуг размещения; 10) санаторно-курортное лечение – медицинская помощь, осуществляемая медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах; 11) медицинская реабилитация – комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, включающих применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов; 12) оздоровительный отдых – вид туризма, совершаемый с оздоровительными целями, а также с целью восстановления и развития психофизического потенциала человека; 13) санаторно-курортные организации (учреждения) – лечебно- профилактические организации, предназначенные для проведения санаторно- курортного лечения, медицинской реабилитации и профилактики силами медицинского персонала, прошедшего специальную последипломную подготовку по физиотерапии и курортологии, использующие в своей деятельности природные лечебные факторы (климат, минеральные воды, грязи) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, диетическим питанием и другими методами в условиях рационального режима лечения и отдыха; 14) санаторий – лечебно-профилактическое учреждение, в котором для лечения, профилактики и медицинской реабилитации используют лечебные природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т. п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, диетическим питанием и другие методы в условиях специально организованного режима лечения и отдыха. Виды санаториев: общего профиля, специализированный (профильный), однопрофильный, многопрофильный, клинический, детский, для детей с родителями; 15) клинический санаторий – санаторий, в котором располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников; 16) специализированный (профильный) санаторий – санаторий, оказывающий специализированную медицинскую помощь при определенных заболеваниях (органов дыхания, в т. ч. нетуберкулезного характера, органов пищеварения, обмена веществ, нервной системы, костно-мышечной системы,  мочеполовых органов, женских половых органов, кожи, крови и др.); 17) санаторий-профилакторий – лечебно-профилактическая организация санаторно-курортного типа, находящаяся на балансе и в ведении организации (предприятия) независимо от формы собственности, предназначенная для лечения и предупреждения заболеваний работников предприятия и членов их семей с учетом условий их труда, быта и особенностей производства; 18) детский санаторий – специализированное коллективное средство размещения, санаторно-курортное учреждение для детей, обеспечивающее предоставление санаторно-курортных услуг с применением природных лечебных факторов в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой и рациональным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима; 19) детский санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия – форма оздоровительной, лечебной, образовательной деятельности, организуемая на стационарной базе в круглогодичном режиме сроком не менее 21 дня с предоставлением комплекса медицинских профилактических услуг, направленных на предотвращение заболеваний (с учетом специфики заболеваний детей такие учреждения могут быть специализированными); 20) бальнеологическая лечебница – санаторно-курортное учреждение (организация), или специальное отделение в медицинском или санаторно- курортном учреждении, предназначенное для проведения бальнеологических процедур (минеральные, морские ванны, водолечение и др.); 21) грязелечебница – санаторно-курортное учреждение, предназначенное для проведения грязелечебных процедур; 22) курортная поликлиника – многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным во время их лечения на курорте; 23) оздоровительные учреждения (организации) – учреждения для взрослых, детей, взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения: профилакторий, оздоровительный центр (комплекс), образовательно-оздоровительный центр, оздоровительный лагерь, спортивно- оздоровительный лагерь, база (дом) отдыха, пансионат, иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения; 24) пансионат с лечением – лечебно-профилактическое учреждение, в котором предоставляются жилье, питание и услуги санаторно-курортного лечения, главным образом, на основе использования целебных свойств природных ресурсов; 25) пансионат – оздоровительное учреждение с нерегламентированным режимом пребывания отдыхающих, в котором предоставляются жилье, питание и оздоровительные услуги; 26) дом (база) отдыха – оздоровительная организация с регламентированным режимом пребывания отдыхающих, предоставляющая услуги по оздоровлению; 27) профилакторий – оздоровительная организация для проведения оздоровления работающих (обучающихся) без отрыва от производственной деятельности (учебы); 28) образовательно-оздоровительный центр (комплекс) – оздоровительная организация для взрослых, детей, взрослых и детей круглогодичного функционирования, расположенная на курорте или в лечебно-оздоровительной местности; 29) спортивно-оздоровительный лагерь – оздоровительная организация (организация физической культуры и спорта или структурное подразделение организации физической культуры и спорта, средней школы – училища олимпийского резерва) для детей с обеспечением оздоровления и учебно- тренировочного процесса с дневным или круглосуточным пребыванием, функционирующая на стационарной или арендованной базе, с использованием палаток; 30) путевка – документ, подтверждающий наличие права граждан на получение определенного комплекса санаторно-курортных услуг; 31) СПА-услуги – услуги общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемые в условиях высокой комфортности и относящиеся к одной или нескольким СПА-технологиям; 32) целевой специализированный СПА – СПА-центр, расположенный на отдельной территории и предназначенный для реализации целевых программ с обязательным проживанием клиентов в течение всего периода. Направления целевых СПА-программ: популяризация и обучение здоровому образу жизни с помощью СПА-технологий, физических упражнений и здорового питания, реабилитационно-оздоровительное, эстетическое; 33) курортный СПА – отель с полноценным СПА-центром, расположенный в курортной местности, основным продуктом которого являются общеоздоровительные или специализированные СПА-программы; 34) СПА природных источников – СПА-центр, расположенный в непосредственной близости от целебных минеральных, термальных источников, лечебных грязей или на природных водных курортах и специализирующийся на использовании в СПА-технологиях собственных природных целебных ресурсов; 35) объект с элементами СПА – коллективное средство размещения, в набор услуг которого входят отдельные элементы СПА; 36) классификация объектов размещения, система классификации – система, позволяющая проводить оценку стандартов качества средств размещения, оснащения и оборудования предоставляемых услуг; 37) классификация горнолыжных трасс – проведение аккредитованными организациями оценки соответствия горнолыжных трасс минимальным обязательным требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности горнолыжных трасс, доступа к соответствующему участку, предоставлению туристских услуг на горнолыжных трассах и присвоение трассам категорий, предусмотренных системой классификации горнолыжных трасс; 38) классификация пляжей – проведение оценки соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению и предоставлению дополнительных услуг на пляжах, присвоение пляжам соответствующих категорий, предусмотренных системой классификации пляжей; 39) округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно- оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно- оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района); 40) пользователи – юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии; 41) технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов – проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации; 42) курортный фонд Республики Крым – совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

 

Статья 2. Законодательство Республики Крым о курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях 1. Законодательство Республики Крым о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах", Конституции Республики Крым, настоящего Закона, Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым. 2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. 3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах. 4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

 

Статья 3. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом в Республике Крым 1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики и современных стандартизованных критериев их оценки. Отнесение минеральных вод и лечебных грязей к категории лечебных производится на основании бальнеологических заключений об их составе и лечебном применении, а в случае оценки их запасов – на основании справок о кондициях, разрабатываемых в установленном порядке. 2. На основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом: 1) государственного значения Республики Крым – Советом министров Республики Крым по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Советом министров Республики Крым; 2) местного значения – Советом министров Республики Крым по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма на основании предложений соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. 3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о курорте. Положение о курорте государственного и местного значения утверждается Советом министров Республики Крым. 4. Изменение значения, границ, а также изменение или отмена правового статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым и местного значения осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

 

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОХРАНЫ КУРОРТОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ

 

Статья 4. Полномочия Совета министров Республики Крым К полномочиям Совета министров Республики Крым по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся: 1) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом государственного значения Республики Крым и местного значения, утверждение положения о курорте государственного и местного значения; 2) утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым и местного значения; 3) формирование и предоставление в пользование пляжей и иных территорий, входящих в полосу земли вдоль береговой линии Черного и Азовского морей, морских заливов и лиманов; 4) утверждение положения о признании территорий лечебно- оздоровительными местностями и курортами государственного значения Республики Крым и местного значения, положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения Республики Крым и местного значения, принятие в соответствии с компетенцией иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов; 5) определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов государственного и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым; 6) регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно- оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации; 7) международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

 

Статья 5. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся: 1) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов; 2) организация подготовки документов, необходимых для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом; 3) участие в разработке проектов федеральных и нормативных правовых актов Республики Крым в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, программ социально-экономического развития санаторно-курортного комплекса республики; 4) участие в формировании и предоставлении в пользование пляжей и иных территорий, входящих в полосу земли вдоль береговой линии Черного и Азовского морей, морских заливов и лиманов; 5) определение формы доступности пляжей, расположенных на территории Республики Крым, в соответствии с порядком, утвержденным Советом министров Республики Крым; 6) организация проведения научных исследований в целях развития лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым, и повышения эффективности их использования; 7) координация подготовки кадров в сфере курортного дела, включая систематическую подготовку по курортологии специалистов медицинского профиля, работающих в санаторно-курортной системе; 8) ведение реестров природных лечебных ресурсов, лечебно- оздоровительных местностей и курортов Республики Крым, включая санаторно-курортные организации и пляжи; 9) проведение аудита и аккредитации организаций, зарегистрированных на территории Республики Крым, осуществляющих классификацию объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного туризма.

 

Статья 6. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере имущественных и земельных отношений К полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере имущественных и земельных отношений по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относится: ведение реестра земельных участков, входящих в полосу земли вдоль береговой линии Черного и Азовского морей, морских заливов и лиманов.

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся: 1) представление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения; 2) участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов); 3) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курорта; 4) ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

 

Статья 8. Стандартизация и классификация объектов санаторно- курортного, лечебно-оздоровительного, физкультурно- спортивного назначения, а также объектов, предоставляющих СПА-услуги 1. Стандартизация и классификация объектов санаторно-курортного, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения, а также объектов, предоставляющих СПА-услуги, расположенных в Республике Крым, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.  2. Классификация объектов санаторно-курортного, лечебно- оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения, а также объектов, предоставляющих СПА-услуги, является обязательной и осуществляется аккредитованными организациями, зарегистрированными на территории Республики Крым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Аккредитация организаций, осуществляющих указанную классификацию, проводится специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

 

Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы 1. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым. 2. От имени Российской Федерации и Республики Крым права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. 3. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов 1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут быть использованы для промышленного разлива, а лечебные грязи – для пакетирования. Природные лечебные ресурсы могут применяться для производства косметических средств. 2. Использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, может быть разрешено Правительством Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно- эпидемиологической экспертиз.

 

Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов 1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются специализированными гидрогеологическими режимно-эксплуатационными предприятиями и другими организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. На территории санаторно-курортных организаций (учреждений) могут быть пробурены скважины минеральных вод для наружного и внутреннего применения в санаторно-курортном лечении. Добыча природных лечебных ресурсов осуществляется на предоставленном пользователю участке недр в виде горного отвода, границы которого устанавливаются техническим проектом выполнения работ, связанных с пользованием недрами. 2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов. 3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств. 4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

 

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами 1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке. 2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

 

Статья 13. Статус специализированных гидрогеологических режимно-эксплуатационных предприятий 1. Специализированные гидрогеологические режимно-эксплуатационные предприятия входят в сферу управления исполнительных органов государственной власти Республики Крым, являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными документами. 2. Специализированные гидрогеологические режимно-эксплуатационные предприятия являются субъектами государственного мониторинга в сфере изучения, использования и охраны природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым.

 

Статья 14. Использование пляжей и иных территорий, входящих в полосу земли вдоль береговой линии Черного и Азовского морей, морских заливов и лиманов 1. Порядок создания и использования пляжей и иных территорий, входящих в полосу земли вдоль береговой линии Черного и Азовского морей, морских заливов и лиманов, шириной от 20 до 100 метров устанавливается Советом министров Республики Крым. 2. Пляжи, расположенные на территории Республики Крым, по форме доступности подразделяются: 1) общедоступные пляжи; 2) на пляжи с ограниченным доступом. 3. Определение формы доступности пляжей осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма в соответствии с порядком, утвержденным Советом министров Республики Крым.

 

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХА

 

Статья 15. Поддержка развития курортов в Республике Крым 1. Поддержка развития курортов государственного значения Республики Крым является расходным обязательством Республики Крым. 2. Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов. 3. Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

 

Статья 16. Развитие и застройка лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения на территории Республики Крым 1. Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и программами развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 2. Застройка площадей залегания месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым. 3. Строительство в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов производится в соответствии с документами территориального планирования и разработанной на их основе документацией по планировке территорий в порядке, установленном действующим законодательством.

статью 16 дополнить частью 4 следующего содержания: "4. При развитии курортов в Республике Крым, изучении, использовании и охране курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно- оздоровительных местностей Республики Крым обеспечиваются условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов."; 

Статья 17. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования 1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно- профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы. 2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых территориях. 3. Санаторно-курортные организации (учреждения) используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения и обеспечивают условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, если иное не следует из федерального закона.

 

Статья 18. Статус санаторно-курортных организаций 1. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов Республики Крым могут создаваться и действовать в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах санаторно- курортные и оздоровительные организации (учреждения). 2. Санаторно-курортные организации (учреждения), осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности. 3. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

 

Статья 19. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей, специалистов и служащих в санаторно-курортных организациях (учреждениях) 1. Руководители, специалисты и служащие санаторно-курортных организаций (учреждений) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников санаторно-курортных организаций (учреждений) организуются в соответствии с квалификационными требованиями, квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, согласно законодательству Российской Федерации. 3. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки. 4. Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностей работодателя.

 

Статья 20. Государственная поддержка объектов санаторно-курортной сферы 1. Основные направления государственной поддержки Государственная поддержка объектов санаторно-курортной сферы Республики Крым осуществляется в следующих формах: 1) нефинансовая поддержка; 2) финансовая поддержка. 2. Нефинансовая поддержка объектов санаторно-курортной сферы Республики Крым осуществляется органами государственной власти Республики Крым по следующим основным направлениям: 1) организационно-правовое обеспечение; 2) информационно-аналитическое обеспечение. Предоставление нефинансовых мер государственной поддержки 15 осуществляется органами государственной власти Республики Крым в пределах их компетенции и на условиях, установленных законодательством Республики Крым. 3. Финансовая поддержка осуществляется в следующих формах: 1) предоставление за счет средств бюджета Республики Крым организациям и индивидуальным предпринимателям возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках для реализации приоритетных проектов, направленных на создание и развитие объектов туристской индустрии Республики Крым по поддержке объектов санаторно-курортной отрасли. Финансовая поддержка осуществляется в рамках целевой программы Республики Крым по поддержке объектов санаторно- курортной сферы. Порядок и условия предоставления государственной поддержки в виде возмещения из средств бюджета Республики Крым части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках для реализации приоритетных проектов Республики Крым по поддержке объектов санаторно- курортной сферы, устанавливаются Советом министров Республики Крым в рамках его полномочий; 2) предоставление в соответствии с законодательством Республики Крым о государственной поддержке инвестиционной деятельности налоговых льгот для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, признанные Советом министров Республики Крым приоритетными; 3) предоставление в соответствии с законодательством Республики Крым гарантий Республики Крым по обеспечению возврата привлекаемых средств для реализации приоритетных проектов Республики Крым по поддержке объектов санаторно-курортной сферы, но не более 30 процентов от суммы обеспечения

 

Статья 21. Саморегулируемые организации в санаторно-курортной сфере Санаторно-курортные организации (учреждения) с целью реализации и защиты своих прав и законных интересов в сфере курортов могут создавать объединения, зарегистрированные в установленном порядке или вступать в такие объединения в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

 

Глава 5. САНИТАРНАЯ (ГОРНО-САНИТАРНАЯ) ОХРАНА ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Статья 22. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов 1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. 2. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения производится специализированными предприятиями и организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности, по заданиям заказчика на основании исследований, необходимых для обоснования границ зон санитарной (горно-санитарной) охраны и разработки устанавливаемых в них режимов и планов (программ) санитарно-оздоровительных мероприятий. 3. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяется положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения, утверждаемым Советом министров Республики Крым. 4. Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения, утверждаются Советом министров Республики Крым по представлению исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма, согласованному с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, в которых расположены указанные территории, на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, получивших положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы. 5. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать 17 выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий. 6. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных организаций и предназначенных для санаторно- курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. 7. Установленный режим санитарной (горно-санитарной) охраны курорта обеспечивается: 1) в первой зоне – пользователями природных лечебных ресурсов; 2) во второй и третьей зонах – пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами. 8. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей,18 арендаторов, собственников земельных участков и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

 

Глава 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ КУРОРТОВ, ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ

 

Статья 23. Разрешение споров 1. Споры в области использования и охраны курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке. 2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством. 3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.

 

Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ КУРОРТОВ, ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ

 

Статья 24. Виды ответственности За нарушение законодательства в области обеспечения санитарной (горно- санитарной) охраны курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно- оздоровительных местностей устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

 

Статья 25. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, природных лечебных ресурсов и лечебно оздоровительных местностей 1. Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно- санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных  местностей и курортов государственного значения осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Крым при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий государственного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно- санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым при осуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 26. Заключительные положения Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Глава Республики Крым С. АКСЁНОВ г. Симферополь, 28 января 2015 года № 76-ЗРК/2015





e-mail:zakonrk@list.ru