О недрах

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О недрах Принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Республики Крым.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение понятий, используемых для целей настоящего Закона Лицензия – выдаваемое уполномоченным органом государственного управления специальное разрешение, предоставляющее его владельцу право на осуществление определенного вида деятельности на определенный срок. Лицензионное соглашение  – основанное на лицензии соглашение между уполномоченным органом государственного управления и пользователем недр об условиях пользования недрами. Государственный фонд недр – используемые участки и неиспользуемые части недр Республики Крым. Республиканский орган управления государственным фондом недр – уполномоченный Советом министров Республики Крым государственный орган исполнительной власти Республики Крым в сфере недропользования. Горный отвод – участок недр, ограниченный по глубине и по площади, спроецированный условными плоскостями, отвесно проходящими через контуры объекта, месторождения или его элементов, и обозначенный на поверхности (плане) специальными отводными знаками – угловыми точками, в пределах которого разрешена добыча полезных ископаемых или иное использование, не связанное с добычей полезных ископаемых. Геологический отвод – участок недр, ограниченный по глубине и по площади, спроецированный условными плоскостями, отвесно проходящими через контуры объекта, месторождения или его элементов, 2 и обозначенный на поверхности (плане) специальными отводными знаками – угловыми точками, в пределах которого разрешено геологическое изучение. Месторождение – пространственно ограниченное скопление или совокупность скоплений полезного ископаемого на поверхности или в недрах земли. Геологическое изучение недр – получение информации о геологическом строении недр, включающее как одну, так и несколько стадий или этапов процесса геологического изучения недр (региональное геологическое изучение, поиски и оценка, разведка). Разведка – комплекс геологических работ, проводимых с целью получения сведений, всесторонне характеризующих месторождение и необходимых для его промышленной оценки, проектирования и строительства добывающего предприятия. Добыча полезных ископаемых (эксплуатация месторождения, разработка недр) – процессы извлечения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр земли с помощью технических средств. Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – строительство и эксплуатация подземных сооружений на участках недр, бесперспективных на выявление полезных ископаемых до глубины рациональной разработки, с целью использования их для хранения нефти, газа и других веществ и материалов, в том числе и для захоронения радиоактивных, вредных и токсичных веществ и отходов производства, сброса сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества), строительства трубопроводов и других сооружений. Особо охраняемый геологический объект – уникальный или типовой геологический объект, имеющий научную или эстетическую ценность и охраняемый государством. Существенное нарушение целостности недр – нарушение сплошности массивов горных пород в процессе геологического изучения недр, эксплуатации месторождений полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Отвал – масса пустых пород или некондиционных руд, создаваемая при открытой или подземной разработке месторождений полезных ископаемых. Вскрышные горные породы – горные породы, покрывающие и (или) разделяющие полезное ископаемое, предназначенные к выемке и непригодные для эффективного использования в сфере материального производства. Истощенные недра – месторождение или его часть, находящиеся на поздней стадии разработки с низкой эффективностью использования в сфере материального производства, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования запасов. Запасы санитарно-защитных зон – запасы месторождений нефти и газа, расположенные в пределах охранных зон крупных водоемов и водотоков, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, 3 заповедников, памятников природы, истории и культуры, связанные с применением специальных способов разработки месторождений. Высокообводненные месторождения (участки) – месторождения, обводненные до степени, при которой затраты на эксплуатацию месторождения превышают доходы от реализации добытой на этих месторождениях нефти. Повышение эффективности разработки нефтяных месторождений – реализация комплекса геологических, технологических, технических, организационных мероприятий, направленных на достижение более высоких технологических и технико-экономических показателей. Методы повышения нефтеотдачи – методы, направленные на повышение текущей и конечной нефтеотдачи пластов, то есть величины, показывающей, какая часть от начальных балансовых запасов извлечена или может быть извлечена при разработке залежи до предела экономической рентабельности. Техногенные месторождения – скопления минеральных веществ на поверхности земли или в горных выработках, образовавшиеся в результате их отделения от массива горных пород и складирования в виде отходов горного, обогатительного, металлургического и других производств, пригодные по количеству и качеству для промышленного использования. Полезное ископаемое – природное минеральное образование земной коры, которое может быть эффективно использовано в сфере материального производства. Общераспространенные полезные ископаемые – широко распространенные на территории Республики Крым полезные ископаемые, перечень которых утверждается в порядке, установленном федеральным законодательством, используемые для производства строительных материалов, строительства дорог и для иных целей. Минеральное сырье – извлеченное из недр полезное ископаемое для непосредственного использования или последующей переработки. Запасы – объем и количество скоплений полезного ископаемого, учтенные и подсчитанные непосредственно по результатам геологоразведочных (горных, буровых, опробовательских) работ. Ресурсы – объем или количество потенциально возможных скоплений полезного ископаемого, подсчитанное по результатам геологических, геофизических и геохимических исследований недр. Факт открытия месторождения полезных ископаемых – открытие месторождения полезного ископаемого, имеющего промышленное значение, совершенное пользователем недр на предоставленном ему в пользование участке при геологическом изучении недр за счет собственных средств с целью дальнейшей разработки. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в федеральном законодательстве. Статья 2. Законодательство Республики Крым о недрах4 Законодательство Республики Крым о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законах и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым. Статья 3. Правовое регулирование отношений в области недропользования Правовое регулирование отношений в области недропользования в Республике Крым осуществляется федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами. Статья 4. Принципы недропользования Пользование недрами должно осуществляться в соответствии с принципами: государственной собственности на недра; единства правовых оснований приобретения и прекращения права пользования недрами для всех недропользователей; предоставления прав пользования недрами на основе лицензии; договорного характера закрепления условий недропользования; платности; рационального и комплексного пользования недрами; восстановления природных объектов, нарушенных при недропользовании; обеспечения безопасности всех видов работ.

дополнить статьей 4-1 следующего содержания: "Статья 4-1. Участки недр местного значения К участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.";

Статья 5. Полномочия Государственного Совета Республики Крым в области недропользования К полномочиям Государственного Совета Республики Крым в области недропользования относятся: законодательное регулирование в области недропользования; осуществление контроля за исполнением законодательства Республики Крым о недрах; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством. 5 Статья 6. Полномочия Совета министров Республики Крым в области недропользования К полномочиям Совета министров Республики Крым в области недропользования относятся: участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации на территории Республики Крым, а также разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально-сырьевой базы; участие в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; формирование совместно с федеральными органами государственной власти республиканского перечня полезных ископаемых, относимых к общераспространенным; распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Республики Крым; принятие нормативных правовых актов в сфере недропользования; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия республиканского органа управления государственным фондом недр Республиканским органом управления государственным фондом недр на территории Республики Крым является уполномоченный Советом министров Республики Крым орган исполнительной власти Республики Крым в сфере недропользования – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым. К полномочиям республиканского органа управления государственным фондом недр относятся: установление порядка добычи полезных ископаемых на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с федеральным законом горных отводов и (или) геологических отводов; установление порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр; 6 участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации, а также разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

абзац шестой статьи 7 изложить в следующей редакции: "организация создания и ведения фонда геологической информации Республики Крым, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Республика Крым;";

 

подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр; организация составления и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения; участие в работе комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр; предоставление права пользования участками недр местного значения; принятие решений, согласованных с федеральным органом управления государственным фондом недр, о предоставлении права пользования участками недр для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; подготовка условий пользования участками недр местного значения; представление в федеральный орган управления государственным фондом недр предложений о формировании программы лицензирования пользования участками недр, об условиях проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на пользование участками недр; участие в составе конкурсных и аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр, в проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр на территории Республики Крым; согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; 7 установление конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами в отношении участков недр местного значения отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в пределах, предусмотренных федеральным законодательством; организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; осуществление координации и контроля деятельности подведомственных республиканских предприятий; участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; подготовка и представление Совету министров Республики Крым предложений к проектам соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр; участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; установление порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений и устройства бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков; принятие нормативных правовых актов в сфере недропользования; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области недропользования К полномочиям органов местного самоуправления в области недропользования относятся: участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально- экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 9. Собственность на недра Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами в соответствии с Конституцией Российской8 Федерации и федеральными законами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы на территории Республики Крым по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Республики Крым, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

РАЗДЕЛ II ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Статья 10. Пользователи недр Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.

Статья 11. Виды пользования недрами

Недра предоставляются для следующих видов пользования: региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно- геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.

Статья 12. Сроки пользования участками недр Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование: на срок до 5 лет – для геологического изучения недр; на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, – для разведки и добычи полезных ископаемых; на срок утверждения запасов, но не более 25 лет – для добычи подземных вод; на срок до 1 года – для добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии с законодательством. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование недрами. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Порядок продления срока пользования участками недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Статья 13. Основания возникновения права пользования участками недр Основаниями возникновения права пользования участками недр являются: 1) решение республиканского органа управления государственным фондом недр, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; 2) принятое в соответствии с законодательством Республики Крым решение республиканского органа управления государственным фондом недр: о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом управления государственным фондом недр, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых; о предоставлении права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом управления государственным фондом недр, для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом; о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено; о предоставлении права пользования участком недр, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом управления государственным фондом недр, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений полезных ископаемых;

пункт 2 статьи 13 дополнить абзацем следующего содержания: "о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;";

 

3) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.  

Статья 14. Основные требования к пользованию недрами Основными требованиями к пользованию недрами являются: соблюдение установленных законом оснований и порядка предоставления недр в пользование; обеспечение полноты геологических исследований участков недр и достоверного учета извлекаемых, оставляемых в недрах и погашаемых запасов полезных ископаемых; обеспечение комплексного использования всего добываемого сырья; соблюдение утвержденных технологических схем, проектов разработки недр и производства иных видов работ, связанных с использованием недр; соблюдение правил безопасности ведения горных работ; соблюдение требований по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; соблюдение порядка консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, скважин и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их изучением и промышленной разработкой; иные требования, вытекающие из законодательства.

Статья 15. Основные права пользователя недр Пользователь недр вправе: использовать предоставленный участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; использовать минеральное сырье и иные результаты своей деятельности в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством; использовать

отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней  перерабатывающих производств, если иное не установлено в лицензии или в соглашении о разделе продукции; ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода; проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции; обращаться в орган, выдавший лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

 Статья 16. Основные обязанности пользователя недр Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;

 

отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней 

безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне. К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта.

 Статья 17. Ограничение пользования недрами Право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Статья 18. Лицензия на пользование недрами Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней  перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется республиканским органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ. Статья 19. Участки недр, предоставляемые в пользование В соответствии с лицензией участок недр предоставляется в пользование в виде геологического и (или) горного отводов в установленном федеральным законодательством порядке.

дополнить статьей 19-1 следующего содержания: "Статья 19-1. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами Технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, по участкам недр местного значения, исправляются республиканским органом управления государственным фондом недр в течение 15 календарных дней после обнаружения ими технических ошибок или в течение 60 календарных дней 2 после получения от владельца лицензии на пользование недрами заявления об исправлении в этой лицензии технических ошибок в случае подтверждения указанными органами наличия таких ошибок. Заявление об исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами подается владельцем лицензии на пользование недрами в республиканский орган управления государственным фондом недр. Республиканский орган управления государственным фондом недр информирует владельца лицензии на пользование недрами об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении в течение семи календарных дней после принятия решения об их исправлении или об отказе в их исправлении. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами. Споры, возникшие при исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами, подлежат разрешению в судебном порядке.";

 

 Статья 20. Предоставление недр для геологического изучения Для геологического изучения недр без существенного нарушения их целостности (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых) участок недр предоставляется в соответствии с законодательством в виде геологического отвода. При предоставлении геологического отвода определяются площадь и глубина участка, в границах которого будет осуществляться геологическое изучение недр. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Статья 21. Предоставление недр для разведки и добычи полезных ископаемых, пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых, и образования особо охраняемых геологических объектов Для разведки и добычи полезных ископаемых, пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых, а также для образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождений полезных ископаемых, контуры, предназначенные для строительства подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны движения горных пород, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности. Горный отвод устанавливается по материалам геологического изучения месторождений полезных ископаемых и оформляется в виде горноотводного акта и иных документов, определяющих уточненные границы горного отвода, которые прилагаются к акту. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с выданной лицензией. Статья 22. Порядок предоставления горного отвода для добычи полезных ископаемых При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка15 строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с республиканском органом управления государственным фондом недр документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Статья 23. Захоронение вредных, токсичных веществ и отходов производства, сброс сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества) Захоронение вредных, токсичных веществ и отходов производства, сброс сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества) осуществляются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 24. Захоронение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Захоронение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 25. статью 25 изложить в следующей редакции: "Статья 25. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров, в порядке, установленном республиканским органом управления государственным фондом недр. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.";

Статья 26. Переход права пользования недрами Право пользования недрами может переходить от одного недропользователя к другому в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 27. статью 27 изложить в следующей редакции: "Статья 27. Предоставление права пользования участками недр Участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков, оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Право пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, включенных в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом управления государственным фондом недр, предоставляется по результатам аукциона, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Право пользования участками недр местного значения предоставляется без проведения аукциона для следующих целей: строительство и эксплуатация подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения работ в соответствии с государственным контрактом; краткосрочное (сроком до одного года) пользование участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено; геологическое изучение участка недр местного значения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод, добыча подземных вод или геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи. Порядки предоставления права пользования участками недр местного значения по результатам аукциона и без проведения аукциона устанавливаются Советом министров Республики Крым."Статья

28. Платность пользования недрами Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. При пользовании недрами уплачиваются платежи в соответствии с федеральным законодательством.

РАЗДЕЛ III РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР Статья 29. Основные требования по рациональному использованию и охране недр Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении радиоактивных, вредных, токсичных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества); соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;абзац двенадцатый статьи 29 изложить в следующей редакции: "предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или 4 технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения;

 

соблюдение основных требований законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства.

дополнить статьей 29-1 следующего содержания:...

статью 29-1 изложить в следующей редакции: "Статья 29-1. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в отношении участков недр местного значения. Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.";

Статья 30. Геологическое изучение недр Геологическое изучение недр предусматривает: сбор, хранение и обработку информации о геологическом строении недр и характеристике содержащихся в них полезных ископаемых и возможностях их промышленной разработки; выявление участков недр, перспективных для обнаружения месторождений полезных ископаемых; определение типа, величины, качества и технологических свойств полезных ископаемых в выявленных месторождениях для определения рационального метода их разработки и комплексного использования минерального сырья; выявление участков недр, пригодных для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; получение сведений о геологических процессах и явлениях (движениях земной коры, землетрясениях, карстовых, оползневых и иных) для учета их влияния на хозяйственную деятельность и недропользование; сбор и учет информации о состоянии геоэкосистемы (геологическое картирование) с целью применения при недропользовании; проведение геолого-геофизических и инженерно-геологических работ; изучение режима подземных вод; проведение научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр.

Статья 31. Государственный учет и государственная регистрация геологических работ Государственному учету и государственной регистрации подлежат все работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и государственная регистрация осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством.

Статья 32. Основные требования к геологическому изучению недр При геологическом изучении недр должны быть обеспечены: комплексность и достоверность изучения недр, включая горно- технологические, гидрогеологические, экономические и другие условия разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;  достоверность определения количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;

абзац четвертый статьи 32 исключить;

Статья 33. статью 33 изложить в новой редакции: "Статья 33. Геологическая информация о недрах Под геологической информацией о недрах понимается информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых3 (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах). Порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Республики Крым, устанавливается законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.";

дополнить статьями 33-1, 33-2 следующего содержания: "Статья 33-1. Единый фонд геологической информации о недрах Единый фонд геологической информации о недрах является федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, в фонде геологической информации Республики Крым, органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти Республики Крым, организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих и некоммерческих организациях, а также первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах, представленные на электронных носителях и имеющиеся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах. Создание и эксплуатация единого фонда геологической информации о недрах регулируются федеральным законодательством. Статья 33-2. Особенности предоставления, хранения и использования образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах Пользователи недр обязаны обеспечить сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при4 проведении работ на участке недр, до их передачи в государственные специализированные хранилища. Порядок предоставления образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах в государственные специализированные хранилища, их хранения, обработки и описания устанавливается федеральным законодательством.";

Статья 34. Кондиции на минеральное сырье для месторождений полезных ископаемых Для определения промышленной ценности месторождений и подсчета в них запасов, их последующего комплексного использования по каждому месторождению устанавливаются кондиции на минеральное сырье, которые представляют собой совокупность экономически обоснованных требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологическим и иным условиям разработки месторождений. Кондиции на минеральное сырье утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Статья 35. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет систематизированный свод сведений по каждому месторождению и проявлению полезных ископаемых, подлежащих государственному учету. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать по каждому месторождению сведения, характеризующие геологическое строение, количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения о геологическом строении и прогнозной оценке ресурсов по каждому проявлению полезных ископаемых.

Статья 36. Государственный баланс запасов полезных ископаемых Государственный баланс запасов полезных ископаемых представляет систематизированный свод сведений о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях, обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется в соответствии с федеральным законодательством. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 37. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых на территории Республики Крым

часть первую статьи 37 изложить в следующей редакции: "Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся на основе геологической информации, представляемой пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный фонд геологической информации, а также в фонд геологической информации Республики Крым, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в соответствии с настоящим Законом, на основе государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

 

Организацию ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых на территории Республики Крым осуществляет республиканский орган управления государственным фондом недр.

 Статья 38. Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых Физические лица, открывшие месторождения, имеющие промышленную ценность, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых, а также новые области их использования в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность или теоретически обосновавшие возможность открытия месторождения, признаются первооткрывателями. Они вправе зарегистрировать открытие в соответствии с федеральным законодательством в федеральном органе управления государственным фондом недр. Размер вознаграждения и порядок его выплаты устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 39. часть первую статьи 37 изложить в следующей редакции: "Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся на основе геологической информации, представляемой пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный фонд геологической информации, а также в фонд геологической информации Республики Крым, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в соответствии с настоящим Законом, на основе государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

Статья 40. статью 40 изложить в следующей редакции: "Статья 40. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать 5 объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется республиканским органом управления государственным фондом недр в части участков недр местного значения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход бюджета Республики Крым Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации."

 Статья 41. Охрана недр, представляющих особую научную и культурную ценность Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом в орган, выдавший лицензию.

РАЗДЕЛ IV ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕДР

Статья 42. Общий порядок эксплуатации недр Промышленное освоение месторождений полезных ископаемых осуществляется после завершения их геологического изучения и утверждения разведанных запасов полезных ископаемых на основании проведенной государственной экспертизы. Промышленная эксплуатация месторождений полезных ископаемых осуществляется добывающими предприятиями при наличии лицензии на право пользования недрами, горного отвода, утвержденных в установленном порядке технических проектов разработки месторождения полезных ископаемых, лицензий на производство специализированных видов работ на условиях заключенных лицензионных соглашений. Добыча полезных ископаемых и строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без утвержденных в установленном порядке технических проектов запрещаются. В случае промышленного освоения отдельных залежей месторождения полезных ископаемых технический проект разработки месторождения выполняется недропользователем в объеме, необходимом применительно к разработке конкретных залежей, с учетом развития инженерной инфраструктуры и коммуникаций, необходимых для разработки всего месторождения. 23 Недропользователь вправе привлечь для выполнения отдельных видов работ специализированные организации при сохранении своей ответственности за проведение этих работ в соответствии с условиями утвержденного технического проекта разработки, выданной лицензии и заключенного лицензионного соглашения.

Статья 43. Объекты промышленной разработки Объектом промышленной разработки при добыче полезных ископаемых является месторождение или его часть. Последовательность разработки залежей в составе месторождения полезных ископаемых и технологические особенности разработки отдельных залежей, а также учет изъятия и погашения полезных ископаемых по отдельным залежам определяются проектом разработки.

Статья 44. Основные требования к промышленной эксплуатации недр Разработка месторождений полезных ископаемых и переработка минерального сырья, а также строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны осуществляться с соблюдением следующих основных требований: применение наиболее рациональных, экологически безопасных методов добычи основных и совместно с ними залегающих ископаемых, исключающих порчу месторождений, образование сверхнормативных потерь, выборочную отработку запасов полезных ископаемых; предотвращение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых в результате проводимых горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых, консервируемых в недрах, и выработанного пространства недр, предусмотренного для их последующего использования; сохранение твердых, жидких и учет попутно добываемых, временно не используемых полезных ископаемых; комплексная переработка минерального сырья с извлечением сопутствующих ценных компонентов при наличии экономически рентабельной технологии их извлечения и в соответствии с планами производства; рациональное использование вскрышных пород, а также правильное их размещение; обязательное соблюдение при первичной переработке минерального сырья принятых технологических схем переработки этого сырья применительно к его геолого-промышленным типам, обеспечивающих максимально допустимое и комплексное извлечение содержащихся в нем компонентов и соблюдение экологических нормативов; ведение учета и государственной статистической отчетности по вопросам состояния и движения запасов, потерь и разубоживания минерального сырья, а также учета комплексности освоения и использования месторождения,  выработанного пространства недр и возникающих в связи с его образованием напряжений в горном массиве; обеспечение безопасности для жизни и здоровья работников добывающего предприятия и населения, экологической безопасности, охраны недр и других объектов окружающей среды, зданий и сооружений; обезвреживание сточных вод, вредных веществ, отходов производства и иных веществ и материалов либо локализация их в строго определенных границах и предотвращение проникновения в горные выработки, на земную поверхность и в водные объекты, а также другие меры, обеспечивающие охрану окружающей среды; соблюдение стандартов и правил ведения горных и взрывных работ. Контроль за соблюдением требований, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляют органы государственного горного надзора и органы геологического контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Статья 45. Ликвидация, консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами по основаниям, предусмотренным законом. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него Федеральным законом от 21 февраля 1991 года № 2395-1 "О недрах". При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация или консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считается завершенной после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора. Консервация или ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий – пользователей недр. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством.

Статья 46. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения в соответствии с федеральным законом заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются в соответствии с федеральным законодательством с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа по письменному согласованию с пользователем недр.

РАЗДЕЛ V ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 47. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется республиканским органом управления государственным фондом недр. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона 26 от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статья 48. Государственное регулирование геологического изучения недр Государственное регулирование геологического изучения недр включает в себя: разработку государственных программ геологического изучения недр и контроль за их исполнением; установление стандартов, норм и правил в области геологического изучения недр и разведки полезных ископаемых; организацию различных видов геологических исследований; организацию и осуществление государственного контроля за соблюдением порядка пользования недрами, норм, правил и стандартов в процессе геологического изучения; установление порядка учета и государственной регистрации работ по геологическому изучению недр; утверждение кондиций на минеральное сырье; организацию и осуществление государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и их месторождений; организацию и ведение фонда геологической информации; сбор, хранение и систематизацию информации о недрах; определение порядка и условий использования геологической информации, полученной за счет государственных средств; правовое регулирование порядка предоставления и использования геологической информации и сделок с ней; установление порядка составления государственного кадастра месторождений полезных ископаемых и их проявлений, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых; лицензирование пользования недрами для целей геологического изучения.

Статья 49. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами Задачами государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее – государственный горный надзор), являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр или лицами, осуществляющими работы на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр, установленных законодательством Российской Федерации о недрах и утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартами (нормами, правилами) требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный горный надзор осуществляется уполномоченными государственными органами исполнительной власти Республики Крым.

РАЗДЕЛ VI БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ

Статья 50. Обеспечение безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами Проведение геологического изучения недр, добыча полезных ископаемых и строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются только при обеспечении безопасности жизни и сохранения здоровья работников этих предприятий и населения в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами. Пользователи недр должны выполнять требования утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Пользователи недр обязаны обеспечить предупреждение и ликвидацию опасных производственных ситуаций и аварий, в том числе и ликвидацию открытых газовых и нефтяных фонтанов. Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений – профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами. Руководители горных предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место, а при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственного управления и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, а также другие организации независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности обязаны в случае аварий на предприятиях по добыче полезных ископаемых предоставить транспорт, материалы, оборудование, средства связи, медикаменты и оказывать другие виды помощи для ликвидации аварии, а также осуществлять другие действия, предусмотренные законодательством о чрезвычайных ситуациях.

Статья 51. Основные требования по обеспечению безопасного ведения работ Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются: допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами – лиц, имеющих соответствующее специальное образование; обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, средствами индивидуальной и коллективной защиты; применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм; правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование; проведение в соответствии с правилами и нормами комплекса систематических наблюдений, достаточных для контроля нормальности течения производственного процесса и прогнозирования возникновения опасных ситуаций; разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций; иные требования, установленные федеральным законодательством.

РАЗДЕЛ VII РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ

Статья 52. Порядок разрешения споров Разрешение споров по вопросам пользования недрами осуществляется органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством.

 Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства о недрах Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 54. Возмещение вреда Вред, причиненный нарушением законодательства о недрах, возмещается в соответствии с законодательством.

РАЗДЕЛ VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Временно исполняющий обязанности Главы Республики Крым С. АКСЕНОВ г. Симферополь, 07 августа 2014 года № 45-ЗРК


Политика конфиденциальности

Контакты