О погребении и похоронном деле в Республике Крым

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

О погребении и похоронном деле в Республике Крым

 

Принят Государственным Советом Республики Крым 25 декабря 2015 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Задачи настоящего Закона Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Республике Крым как самостоятельного вида деятельности.

 

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с погребением и похоронным делом Правовое регулирование отношений, связанных с погребением и похоронным делом, на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Крым, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

 

Статья 3. Понятия и определения, используемые в настоящем Законе 1. Погребение – обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может  осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом умершего), воде (захоронение в воду в порядке, определенном законодательством Российской Федерации). 2. Похоронное дело – самостоятельный вид деятельности, включающий в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых (кроме религиозных), а также иных видов сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также организацией и проведением похорон. Организация похоронного дела в Республике Крым осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее – органы местного самоуправления). 3. Специализированная служба по вопросам похоронного дела – юридическое лицо, создаваемое органами местного самоуправления, на которое возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и оказание услуг по погребению. 4. Ритуальные услуги – следующие виды услуг: 1) прием заказа и заключение договора на организацию похорон (в том числе агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон); 2) захоронение и перезахоронение; 3) все услуги по кремации; 4) транспортировка тел (останков) умерших; 5) изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха; 6) санитарная и косметическая обработка тел; 7) бальзамирование; 8) изготовление и установка намогильных сооружений; 9) производство иных предметов похоронного ритуала; 10) надписи на памятниках; 11) изготовление фотокерамических изделий; 12) уход за местами погребения и отдельными захоронениями. 5. Места погребения – специально отведенные в соответствии с этическими, санитарными, экологическими и иными требованиями участки земли на территории Республики Крым с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. 6. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

 

Глава 2. Гарантии осуществления погребения

 

Статья 4. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу (останкам) после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу (останкам) после смерти (далее – волеизъявление умершего – пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме): 1) о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; 2) о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела (останков); 3) быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; 4) быть подвергнутым кремации; 5) о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу. По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии – иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патологоанатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". 2. Действия по достойному отношению к телу (останкам) умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, или если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 3. В случае отсутствия волеизъявления умершего разрешение на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют право давать супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых – иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

 

Статья 5. Исполнители волеизъявления умершего Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа  от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

 

Статья 6. Исполнение волеизъявления умершего о погребении 1. На территории Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. 2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством. 3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки (свидетельства) о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать исполнительные органы государственной власти Республики Крым или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

 

Статья 7. Гарантии при осуществлении погребения 1. Супругу, близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение  умершего (далее – лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение), в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируется: 1) выдача документов, необходимых для погребения, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела (останков) умершего в морг, выдача тела (останков) умершего по требованию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти; 2) предоставление возможности нахождения тела (останков) умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего либо иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения. В случае поиска данных лиц этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней; 3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Закона; 4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 4 и 6 настоящего Закона. 2. Должностные лица органов местного самоуправления, медицинские работники, сотрудники органов внутренних дел, должностные лица иных учреждений и организаций, которые в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к информации о фактах наступления смерти граждан, не вправе навязывать и (или) предлагать лицам, взявшим на себя погребение умерших, приобретение услуг по погребению, в том числе входящих в гарантированный перечень услуг по погребению. 3. Запрещаются размещение пунктов приема заказов на оформление захоронений и торговля ритуальными товарами в медицинских организациях (моргах) и органах записей актов гражданского состояния.

 

Статья 8. Социальное пособие на погребение 1. В случае если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, им выплачивается социальное пособие на погребение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренном абзацем первым пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".6 В случае если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности социальное пособие на погребение выплачивается за счет средств бюджета Республики Крым в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренным абзацем первым пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". 2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти, выдаваемой органами записи актов гражданского состояния (далее – органы ЗАГС): 1) органом, в котором умерший получал пенсию; 2) органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; 3) организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; 4) территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего. 3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

 

Статья 9. Единовременное пособие на погребение Отдельным категориям граждан дополнительно к социальному пособию на погребение выплачивается за счет средств бюджета Республики Крым единовременное пособие на погребение в соответствии со статьей 10 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым".

 

Статья 10. Гарантированный перечень услуг по погребению 1. Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение умершего (кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего). 2. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым и исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен и тарифов и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджета Республики Крым в размере, предусмотренном абзацем шестым пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции. Порядок возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в части, финансируемой за счет средств бюджета Республики Крым, определяется Советом министров Республики Крым. 4. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. 5. Качество услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, должно соответствовать требованиям, установленным органами местного самоуправления. 6. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.8 Оказание услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела при представлении лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, следующих документов: 1) заявления в произвольной форме об оказании гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе; 2) медицинского свидетельства о смерти и паспорта умершего, при погребении несовершеннолетних, умерших в возрасте до 14 лет, – свидетельства о рождении (кроме случаев погребения мертворожденных детей по истечении 154 дней беременности) или копии самостоятельно оформленного в органах ЗАГС свидетельства о смерти. 7. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение. 8. Гражданам, которым были предоставлены услуги согласно гарантированному перечню услуг по погребению, социальное пособие на погребение, предусмотренное законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым не выплачивается. 9. В местах оформления документов, необходимых для погребения, уполномоченными органами в сфере погребения и похоронного дела размещается информация: 1) о специализированных службах по вопросам похоронного дела, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований в Республике Крым (далее – муниципальных образований) (с адресами и телефонами); 2) о юридических и физических лицах, работающих на рынке ритуальных услуг (с адресами и телефонами); 3) о перечне безвозмездно оказываемых услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению; 4) о перечне услуг по погребению, оказываемых на платной основе (с указанием стоимости каждой из услуг); 5) о перечне документов, необходимых для оказания услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению; 6) об уполномоченных органах в сфере погребения и похоронного дела (с указанием адресов и телефонов). 10. Учреждения и организации, осуществляющие первичную регистрацию факта смерти, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела информируют население о порядке предоставления и стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, об условиях получения социального пособия на погребение. 11. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войн Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, участников войн, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего 1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 2. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ. 3. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) облачение тела умершего; 3) предоставление гроба; 4) перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 5) погребение умершего (копка могилы, захоронение в могилу или кремация с последующим захоронением урны с прахом умершего на кладбище); Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Качество данных услуг по погребению должно соответствовать требованиям, установленным органами местного самоуправления.

 

Статья 13. Погребение отдельных категорий умерших Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы, умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни), лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Похоронное дело

 

Статья 14. Уполномоченные органы в сфере погребения и похоронного дела

 

1. Уполномоченными органами в сфере погребения и похоронного дела являются органы местного самоуправления, определенные муниципальными нормативными правовыми актами. 2. Уполномоченные органы в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции: 1) разрабатывают и реализуют мероприятия по формированию ценовой и тарифной политики в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с положениями части 2 статьи 10 настоящего Закона; 2) обеспечивают рациональное размещение объектов похоронного назначения на территории муниципальных образований в соответствии с градостроительными нормативами; 3) проводят инвентаризацию кладбищ (действующих и закрытых); 4) формируют и ведут реестр кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований; 5) устанавливают порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых) и организуют мероприятия по ее проведению; 6) разрабатывают и реализуют мероприятия по созданию новых, а также эксплуатации, реконструкции, ремонту, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ; 7) осуществляют мероприятия по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований; 8) осуществляют контроль за использованием кладбищ и иных объектов похоронного назначения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, исключительно по целевому назначению; 9) организуют формирование и содержание архивного фонда документов по погребению умерших и мест захоронения; 10) осуществляют иные полномочия, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Статья 15. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при Совете министров Республики Крым и органах местного самоуправления могут создаваться постоянно действующие попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются Советом министров Республики Крым и органами местного самоуправления. Статья 16. Специализированные службы по вопросам похоронного дела 1. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших. 2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. 3. Специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению умерших. Статья 17. Особые вопросы, связанные с погребением 1. Подготовка тела умершего к погребению включает в себя комплекс следующих работ: проведение санитарной подготовки тела к погребению (омовение) и его облачение; сохранение (бальзамирование) и восстановление внешнего вида тела умершего (косметические услуги) и парикмахерские услуги. Услуги, указанные в абзаце первом настоящей части, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Бальзамирование тела умершего производится после получения медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС. Подготовка тела умершего к погребению может проводиться как в жилом помещении, где находится умерший, так и в морге. 2. Погребение умершего производится на основании свидетельства о его смерти, выданного органами ЗАГС, или медицинского свидетельства о смерти при предъявлении лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Захоронение урн с прахом производится на основании свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, справки о кремации при предъявлении лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. 3. Транспортировка умершего в морг осуществляется специально оборудованным транспортом при наличии протокола установления смерти человека и протокола осмотра трупа либо на основании медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС. Транспортировка в морг умершего из медицинских организаций осуществляется специализированным транспортом специализированной службы по вопросам похоронного дела. Перевозка (транспортировка) тел умерших к месту захоронения, в церковь или иное место, указанное лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением легкового автотранспорта, а также автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания. После перевозки и захоронения умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и дезинфекции дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке. 4. Транспортировка умерших за пределы Республики Крым железнодорожным, авиационным, автомобильным или иными видами транспорта производится в зависимости от дальности транспортировки 13 до места погребения и вида транспорта в обычных (деревянных) или цинковых гробах. Справки на вывоз в металлических гробах тел умерших с территории Республики Крым выдаются в установленном порядке органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор. Герметизацию металлического гроба осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела при наличии у лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС, и заключения органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор. Ответственность за герметизацию металлического гроба и оформление справки на вывоз в металлическом гробу тела умершего с территории Республики Крым несет руководитель специализированной службы по вопросам похоронного дела. 5. Кремация осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела на основании свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС, и оформленного в установленном порядке заказа на кремацию. После кремации лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, выдаются урна с прахом кремированного тела и справка о кремации установленного образца. О произведенной кремации вносится соответствующая запись в книгу регистрации произведенных кремаций, форма и порядок ведения которой утверждаются уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела. Книги регистрации произведенных кремаций являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела в порядке, установленном для передачи на постоянное хранение книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом). При ликвидации специализированной службы по вопросам похоронного дела текущие книги регистрации произведенных кремаций передаются на временное хранение в уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела в порядке, установленном для передачи на временное хранение книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом). 6. Перезахоронение останков умерших возможно по решению уполномоченных органов в сфере погребения и похоронного дела на основании заключения органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. 7. Эксгумация производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. Погребение на территории сельских поселений может осуществляться непосредственно лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, при условии оформления всех необходимых для погребения документов, соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов при организации погребения, а также регистрации места захоронения в уполномоченном органе в сфере погребения и похоронного дела.

 

Глава 4. Организация места погребения

 

Статья 18. Создание мест погребения

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации предложения по созданию мест погребения на территории Республики Крым вносятся: Правительством Российской Федерации совместно с Советом министров Республики Крым для создания на территории Республики Крым Федерального военного мемориального кладбища; министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах; массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ; собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования. 2. В соответствии с законодательством Российской Федерации: решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации; решение о создании других мест погребения принимается Советом министров Республики Крым или органом местного самоуправления, на территории которого они создаются. 3. Места погребения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть: по принадлежности – государственные, муниципальные; по обычаям – общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению – историко-мемориальные.

 

Статья 19. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения 1. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Выбор земельного участка для размещения мест погребения осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду, а также в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. 3. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. Не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно- оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на территориях, подверженных оползням и обвалам, затапливаемых, заболоченных. 4. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. 5. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым. 6. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать 40 гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения умершего (погибшего) составляет  пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. 7. Использование территории мест погребения разрешается по истечении 20 лет с момента его переноса. Территория мест погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

 

Статья 20. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения 1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. 2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды за состоянием мест погребения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым. 3. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию мест погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию новых мест погребения. 5. Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 6. В соответствии с законодательством Российской Федерации предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), должны соответствовать санитарно- эпидемиологическим требованиям и требованиям в области охраны окружающей среды.

 

Статья 21. Требования к размещению, эксплуатации, реконструкции, расширению и переносу мест погребения 1. Размещение, эксплуатация, реконструкция, расширение и перенос мест погребения осуществляются в соответствии с градостроительной документацией с учетом земельного, экологического, водного и лесного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2. Решение о переносе мест погребения как создаваемых, так и существующих принимается органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3. Производить погребение на закрытых кладбищах запрещается, за исключением случаев захоронения урн с прахом.

 

Статья 22. Надмогильные сооружения (надгробия), ограды 1. Установка надмогильных сооружений (надгробий) и оград на кладбищах допускается только в границах предоставленных мест захоронения. Устанавливаемые надмогильные сооружения (надгробия) и ограды не должны иметь частей, выступающих за границы мест захоронения или нависающих над соседними. Высота склепа не должна превышать трех метров. Надмогильные сооружения (надгробия) и ограды, установленные за пределами мест захоронения, подлежат сносу в порядке, установленном органом местного самоуправления. 2. Монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения. 3. Уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений при предъявлении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

4. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов. 5. Надписи на надмогильных сооружениях (надгробиях) должны соответствовать сведениям о действительно захороненных в данном месте умерших. 6. Срок использования надмогильных сооружений (надгробий) и оград не ограничивается, за исключением случаев признания объекта в установленном порядке ветхим, представляющим угрозу здоровью людей, сохранности соседних мест захоронения. 7. На территории мест захоронения, где в соответствии с архитектурно- ландшафтным проектом кладбища предусмотрено погребение без последующей установки оград, установка оград запрещена.

 

Статья 23. Общественные кладбища 1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо согласно действующей схеме захоронения. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления и в соответствии с законодательством Российской Федерации содержатся за счет средств соответствующих бюджетов городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов Республики Крым. 2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций. 3. В зоне захоронения общественных кладбищ могут быть предусмотрены обособленные земельные участки (зоны) одиночных, родственных, воинских захоронений, захоронений в стенах скорби. На территории общественных кладбищ могут быть предусмотрены, с соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и законодательства Российской Федерации в сфере радиационной безопасности населения, обособленные земельные участки (зоны) для погребения умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, а также для захоронения медицинских биологических отходов (эпидемиологически безопасных патолого-анатомических и органических операционных отходов от родильного, гинекологического, хирургического отделений, морга). 4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

 

Статья 24. Вероисповедальные кладбища 1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. 2. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.

 

Статья 25. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища 1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (со службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления Республики Крым. Предназначение Федеральных военных мемориальных кладбищ, порядок их деятельности и порядок осуществления погребения на них определяются законодательством Российской Федерации. Военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общественных кладбищах и вне кладбищ находятся в ведении органов местного самоуправления. 2. Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

 

Статья 26. Места захоронения, их виды 1. На всех типах кладбищ, расположенных на территории Республики Крым погребение некремированных тел умерших производится в землю (в гробах, без гробов) или в склепы (в гробах, без гробов). Захоронение урн с прахом производится в землю, в склепы или в стены скорби (как отдельно стоящие, так и находящиеся в составе зданий- колумбариев). 2. В целях настоящего Закона места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, воинские, братские (общие), а также захоронения в стенах скорби. Органы местного самоуправления создают единую систему учета всех видов захоронений, произведенных на территориях соответствующих муниципальных образований, в порядке, устанавливаемом Советом министров Республики Крым. 3. Места захоронения, предоставленные для погребения в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела и настоящим Законом, не могут быть принудительно изъяты, в том числе при наличии на указанных местах захоронения неблагоустроенных (брошенных) могил. 4. Места захоронения предоставляются в соответствии с установленной планировкой кладбища согласно схеме захоронений по секторам, новый сектор для захоронений открывается после заполняемости предыдущего сектора.

 

Статья 27. Одиночные захоронения 1. Одиночные захоронения – места захоронения, предоставляемые бесплатно на территории общественных кладбищ для погребения одиноких граждан, граждан, при захоронении которых лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, не заявило о создании родственного или семейного захоронения, а также граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, или не имеющих супруга, близких родственников, или иных родственников либо законного представителя или при невозможности ими осуществить погребение. 2. Размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для захоронения умерших, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается органами местного самоуправления, в ведении которых находятся общественные кладбища, площадью не менее 3 м2 .

 

Статья 28. Родственные захоронения 1. Родственные захоронения – места захоронения, предоставляемые бесплатно на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же месте захоронения супруга или близкого родственника умершего. Места родственных захоронений предоставляются непосредственно при погребении умершего, то есть в день обращения в специализированную службу по вопросам похоронного дела с заявлением об оказании услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению или в уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела с заявлением о предоставлении места родственного захоронения. 2. Размер места родственного захоронения устанавливается органами местного самоуправления, в ведении которых находятся общественные, вероисповедальные кладбища. 3. При предоставлении места родственного захоронения выдается свидетельство о регистрации родственного захоронения уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела. Форма свидетельства о регистрации родственного захоронения утверждается органом местного самоуправления. 4. Лицу, на которое зарегистрировано родственное захоронение, предоставляется право быть в дальнейшем погребенным на данном месте захоронения, а также разрешается производить погребение на месте захоронения супруга и близких родственников умершего. 5. При подзахоронении на месте родственного захоронения в уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела представляются: 1) заявление лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение путем подзахоронения на месте родственного захоронения, в произвольной форме; 2) свидетельство о регистрации родственного захоронения; 3) письменное согласие лица, на которое зарегистрировано родственное захоронение (в случаях если лицо, указанное в подпункте 1 настоящего пункта, не является лицом, на которое зарегистрировано данное родственное захоронение); 4) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, указанного в подпункте 1 настоящего пункта; 5) медицинское свидетельство о смерти умершего, тело которого подлежит подзахоронению в родственную могилу, или свидетельство о смерти умершего, выданное органами ЗАГС.

 

Статья 29. Воинские захоронения 1. Воинские захоронения – места захоронения площадью 5 квадратных метров, предоставляемые бесплатно на территории воинских кладбищ (или на воинских участках общественных кладбищ) для погребения категорий лиц, определенных законодательством Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела. 2. Места воинских захоронений предоставляются непосредственно при погребении умершего. 3. При предоставлении места воинского захоронения уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела выдается свидетельство о регистрации воинского захоронения в порядке, определяемом органом местного самоуправления.22 Статья 30. Братские (общие) захоронения 1. Братские (общие) захоронения – места захоронения, предоставляемые бесплатно на территории кладбищ для погребения жертв массовых катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, личность каждого из которых не установлена, чьи останки сохранились не целиком или не могут быть идентифицированы. 2. Погребение на местах братских (общих) захоронений осуществляется с соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 3. Размер места братского (общего) захоронения и его размещение на территории кладбища определяются в каждом конкретном случае органами местного самоуправления.

 

Статья 31. Старые военные и ранее неизвестные захоронения 1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на административной территории Республики Крым, а также захоронения жертв массовых репрессий. 2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений. 3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях – организовать перезахоронение останков погибших в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

 

Статья 32. Стены скорби Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.

 

Статья 33. Крематории 1. Для предания тел (останков) умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с законодательством Российской Федерации могут сооружаться крематории. Крематории находятся в ведении органов местного самоуправления. 2. Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления.

 

Статья 34. Регистрация (перерегистрация) захоронений 1. Каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения. Регистрация захоронений осуществляется при наличии медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, а регистрация захоронения урны с прахом – при наличии свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, и справки о кремации. 2. Формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения утверждаются органами местного самоуправления. 3. Книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения. Порядок передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов устанавливается органами местного самоуправления. 4. Перерегистрация свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников) носит заявительный характер и осуществляется уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела в течение трех рабочих дней со дня предоставления соответствующего заявления с указанием причин перерегистрации. 5. При перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников) уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела вносятся соответствующие изменения в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом). 6. Порядок перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников) устанавливается органами местного самоуправления.

 

Статья 35. Содержание и благоустройство кладбищ Обязанность по содержанию и благоустройству кладбищ, а также по содержанию неблагоустроенных (брошенных) могил возлагается на органы местного самоуправления.

 

Статья 36. Ответственность за нарушение настоящего Закона Лица, признанные виновными в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

 

Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Глава Республики Крым С. АКСЁНОВ г. Симферополь, 30 декабря 2015 года № 200-ЗРК/2015





e-mail:zakonrk@list.ru