О развитии сельского хозяйства в Республике Крым

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

О развитии сельского хозяйства в Республике Крым

 

Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года Настоящий Закон устанавливает правовые основы реализации государственной политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по обеспечению населения продовольственными товарами, изготавливаемыми в Республике Крым, промышленным сельскохозяйственным сырьем и содействию устойчивому развитию сельских территорий в Республике Крым.

 

Статья 1. Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства в Республике Крым Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства в Республике Крым, устойчивого развития сельских территорий осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее – Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее – органы местного самоуправления).

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: 1) сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Крым (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители) – лица, отнесенные в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и осуществляющие деятельность по выращиванию, производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Республики Крым; 2) научные и образовательные организации – организации, осуществляющие научную деятельность в сфере сельского хозяйства, связанную с научными исследованиями, а также профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку специалистов для сельского хозяйства; 3) уполномоченные органы – исполнительные органы государственной власти Республики Крым, осуществляющие разработку и реализацию в Республике Крым государственной аграрной политики и наделенные полномочиями по государственной поддержке и реализации государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности; 4) агропромышленный комплекс – совокупность отраслей экономики, включая сельское хозяйство, отраслей производственного обслуживания сельского хозяйства и отраслей промышленности, осуществляющих переработку, транспортировку, заготовку, хранение сельскохозяйственной продукции и ее реализацию; 5) государственная поддержка сельскохозяйственного производства – система экономических, организационных, правовых мер, направленных на создание благоприятных условий для производства, переработки, транспортировки, заготовки, хранения, а также для производственно- технического обслуживания, материально-технического снабжения сельскохозяйственного производства; 6) инфраструктура регионального аграрного рынка – система взаимодействующих организаций различных организационно-правовых форм, обеспечивающих эффективный товарообмен между товаропроизводителями, а также между товаропроизводителями и потребителями.

 

Статья 3. Государственная аграрная политика Республики Крым 1. Государственная аграрная политика Республики Крым (далее – аграрная политика) является частью государственной аграрной политики Российской Федерации, направленной на создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель. 2. Основными целями реализации аграрной политики являются: 1) повышение эффективности сельскохозяйственного производства Республики Крым, конкурентоспособности продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями; 2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; 3) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; 4) сохранение и воспроизводство природных ресурсов Республики Крым, используемых для нужд сельского хозяйства; 5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере агропромышленного комплекса. 3. Основные принципы аграрной политики: 1) сочетание государственных интересов и интересов субъектов агропромышленного комплекса в сфере развития сельскохозяйственного производства; 2) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; 3) обеспечение равных условий конкуренции в сфере оборота сельскохозяйственной продукции; 4) доступность информации о государственной аграрной политике, условиях и формах предоставления мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям; 5) последовательность осуществления мер аграрной политики и осуществление устойчивого развития сельских территорий; 6) содействие сельскохозяйственных товаропроизводителей и научных организаций в формировании аграрной политики.

 

Статья 4. Направления аграрной политики и меры по ее реализации 1. Основными направлениями аграрной политики являются: 1) увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Республики Крым и стабильное обеспечение ими населения Республики Крым; 2) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля; 3) развитие и обеспечение деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; 4) защита экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля; 5) сохранение, восстановление и рациональное использование земельных ресурсов; 6) развитие и обеспечение мелиоративных и лесомелиоративных мероприятий;4 7) совершенствование системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса; 8) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры, в том числе системы оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков на территории Республики Крым; 9) устойчивое развитие сельских территорий; 10) содействие развитию аграрной науки и инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства и промышленного производства сельскохозяйственной продукции; 11) развитие сельских информационно-консультативных центров по созданию централизованной системы информационного обеспечения всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей; 12) содействие развитию племенных птицеводческих и животноводческих предприятий для создания базы развития и содержания племенных животных для воспроизводства стада. 2. Для реализации аграрной политики могут применяться меры, предусмотренные Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", а также: 1) предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым государственных гарантий для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля; 2) содействие привлечению трудовых ресурсов на село; 3) содействие развитию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 4) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства, содействие закреплению квалифицированных кадров в сельской местности; 5) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.

 

Статья 5. Источники финансирования мероприятий по развитию сельского хозяйства Источниками финансирования мероприятий по развитию сельского хозяйства могут являться: 1) средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства; 2) средства бюджета Республики Крым, предусмотренные в бюджете Республики Крым на очередной финансовый год на поддержку развития сельского хозяйства; 3) внебюджетные источники в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.

Статья 6. Основные задачи и функции уполномоченных органов при осуществлении мер по реализации аграрной политики 1. Основными задачами уполномоченных органов при осуществлении мер по реализации аграрной политики являются: 1) разработка и реализация на основании законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рынка продовольствия, обеспечению качества сельскохозяйственной продукции, обеспечению сельскохозяйственной отрасли материально-техническими ресурсами, а также по развитию инвестиционной деятельности, производственной, социальной и инженерной инфраструктуры агропромышленного комплекса, обеспечению социальной защиты и охраны труда его работников; 2) выработка предложений по формированию рыночных отношений, развитию сельскохозяйственного предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельскохозяйственной продукции; 3) формирование и обеспечение реализации единой научно-технической и инновационной политики, содействие развитию науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в сельском хозяйстве, интеграции науки и образования, организации подготовки кадров; 4) разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства в пределах установленной компетенции. 2. Уполномоченные органы в соответствии с поставленными перед ними задачами: 1) разрабатывают предложения по основным направлениям аграрной политики в Республике Крым, содействуют развитию всех форм собственности, разрабатывают предложения по приватизации, демонополизации, кооперации и агропромышленной интеграции; 2) участвуют в установленном порядке в реализации государственных программ Российской Федерации, а также в разработке и реализации государственных программ Республики Крым в сфере развития отраслей сельского хозяйства и информационных технологий в агропромышленном комплексе; 3) разрабатывают предложения по продовольственной, бюджетной, налоговой, кредитной, ценовой, инвестиционной и социальной политике в отраслях сельского хозяйства; 4) проводят мероприятия, способствующие освоению научных и инновационных достижений в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, оказывают содействие в освоении передовых технологий и методов хозяйствования, техническом перевооружении организаций; 5) организуют деятельность координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп и т. п.), в том числе межведомственных; 6) способствуют развитию предпринимательства и привлечению внебюджетных средств на развитие агропромышленного комплекса; 7) организуют разработку мероприятий по восстановлению плодородия и сохранению почв; 8) обеспечивают развитие в Республике Крым семеноводства, испытание и охрану селекционных достижений, а также производство посадочного материала; 9) осуществляют в установленном законодательством порядке контроль за состоянием мелиорированных земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым; 10) осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства; 11) реализуют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

 

Статья 7. Государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям: 1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год; 2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве; 3) развитие животноводства (в том числе племенного животноводства); 4) развитие растениеводства; 5) развитие семеноводства и питомниководства; 6) развитие овощеводства защищенного грунта; 7) обеспечение производства продукции животноводства и рыбоводства; 8) развитие виноградарства, садоводства, в том числе обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;9) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; 10) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв (в том числе агрохимических); 11) обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий;

пункт 11 статьи 7 дополнить словами "с учетом доступности объектов для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов";

12) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, мониторинг подготовки специалистов и получения дополнительного профессионального образования в области сельского хозяйства; 13) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики; 14) кадровое обеспечение агропромышленного комплекса; 15) научное обеспечение сельского хозяйства; 16) развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации; 17) развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (в том числе начинающих фермеров), личных подсобных хозяйств и их некоммерческих саморегулируемых организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства; 18) участие сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных организаций в региональных, общероссийских и международных выставках и ярмарках; 19) содействие росту конкурентоспособности и продвижению сельскохозяйственной органической продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства агропромышленного комплекса Республики Крым, на рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 20) обеспечение противоградовых мероприятий; 21) развитие мелиорации сельскохозяйственных земель; 22) развитие рыбохозяйственного комплекса; 23) обеспечение противоэпизоотических мероприятий (в том числе предотвращение африканской чумы свиней); 24) иные направления, развивающие агропромышленный комплекс Республики Крым.

 

Статья 8. Государственная поддержка развития деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства 1. Государственная поддержка развития сельскохозяйственного производства осуществляется в виде: 1) субсидирования части затрат, понесенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым в области государственной поддержки сельскохозяйственного производства; 2) субсидирования части затрат, понесенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области сельскохозяйственного производства: а) на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, предназначенных для воспроизводства; б) на приобретение племенного молодняка; в) на производство реализуемой продукции животноводства; г) на оплату услуг по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, свиней, овец и коз); д) на строительство теплиц для выращивания овощей, картофеля, ягодных культур защищенного грунта; е) на приобретение систем капельного орошения для ведения овощеводства и картофелеводства; ж) на приобретение материалов и оборудования для ведения овощеводства и картофелеводства защищенного грунта, материалов для установки шпалеры при закладке садов и виноградников, строительных материалов для строительства производственных помещений, сооружений и теплиц; з) на строительство, реконструкцию, модернизацию семейных животноводческих ферм, создание объектов инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, дороги), приобретение и монтаж технологического оборудования для комплектации семейных животноводческих ферм; и) на закладку и уходные работы по выращиванию винограда столовых и технических сортов, установку шпалеры; к) на закладку и уходные работы по выращиванию садов, установку шпалеры; л) на изготовление проектно-сметной документации на закладку и уходные работы за многолетними насаждениями; м) на приобретение систем капельного орошения для ведения садоводства, виноградарства и ягодных культур; н) на закладку и уход за многолетними эфиромасличными и многолетними лекарственными насаждениями; о) на содержание маточного поголовья племенных овец пород мясного направления; п) на приобретение в лизинг сельскохозяйственной техники, технологического оборудования и племенного скота крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; р) на приобретение технологического оборудования для животноводства и птицеводства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области сельскохозяйственного производства; 3) предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, на возмещение части затрат по проведению на их материально-технической базе учебной, производственной практики студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; 4) предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам на начальном этапе деятельности; 5) предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм; 6) других видов государственной поддержки. 2. Финансовое обеспечение реализации мер государственной поддержки развития деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства и переработки, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год, в соответствии с государственными программами Республики Крым и ведомственными целевыми программами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым. 3. Порядок и условия предоставления субсидий и грантов устанавливаются Советом министров Республики Крым.

 

Статья 9. Государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса 1. Основными направлениями государственной поддержки кадрового обеспечения агропромышленного комплекса являются: 1) повышение образовательного уровня и квалификации кадров для сельского хозяйства; 2) закрепление квалифицированных кадров на селе. 2. Указанные направления осуществляются следующими способами: 1) осуществление контроля за подготовкой дополнительного профессионального образования руководителей, специалистов и рабочих кадров агропромышленного комплекса; 2) мониторинг обеспеченности кадрами агропромышленного комплекса и подготовка специалистов в образовательных учреждениях; 3) иные мероприятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым. 3. Государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с государственными программами Российской Федерации и Республики Крым.

 

Статья 10. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым 1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым (далее – государственная программа) разрабатывается в порядке, установленном законодательством Республики Крым, и утверждается Советом министров Республики Крым. 2. Государственная программа является документом стратегического планирования, содержащим комплекс планируемых мероприятий, определяющим цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым на среднесрочный период, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

 

Статья 11. Государственное регулирование структуры посевных площадей в Республике Крым 1. Под структурой посевных площадей понимается соотношение между группами культур или отдельными зерновыми, техническими и кормовыми культурами в хозяйстве, районе, регионе, выраженное в процентах к общей площади всех культур, а также черных, занятых и сидеральных паров. 2. Научно обоснованная структура посевных площадей является экономической основой севооборотов и разрабатывается в соответствии со специализацией производства сельскохозяйственного предприятия с учетом природных, почвенно-климатических условий и биологических особенностей сельскохозяйственных культур. 3. Рекомендуемые нормы структуры посевных площадей муниципальных районов и городских округов Республики Крым должны соответствовать научно-обоснованным структурам оптимального соотношения культур в севооборотах и согласовываться с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований в Республике Крым.11 4. На основе оптимизации структуры посевных площадей с учетом уровня хозяйствования различных агроформирований разрабатываются полевые, кормовые, овощные и специальные севообороты для каждого региона Республики Крым. 5. Непригодные для интенсивной обработки земли подлежат отводу под естественные кормовые угодья, залужение многокомпонентными смесями многолетних трав с использованием их на сено и для искусственных пастбищ. 6. Для воспроизводства плодородия почвы в проектируемых севооборотах предусматривается насыщение их промежуточными культурами на сидерат, использование растительных остатков (в том числе соломы зерновых колосовых культур) для внесения в почву, увеличение внесения органических удобрений, гипсования засоленных почв, других мероприятий, способствующих воспроизводству плодородия почв.

 

Статья 12. Государственное регулирование системы семеноводства, питомниководства в Республике Крым 1. Производителями семян являются физические и юридические лица, осуществляющие производство семян в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ "О семеноводстве", а также законодательством Республики Крым. В учредительных документах юридических лиц, осуществляющих производство семян, определяются предмет и цели их деятельности. Особенности деятельности производителей семян определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым в области семеноводства. 2. Все субъекты семеноводства и питомниководства обязаны создавать страховые и переходящие семенные фонды в объемах, предусмотренных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики. 3. Семена и посадочный материал, который вводится в оборот, обязательно маркируются и пакуются согласно единому порядку, установленному федеральным органом исполнительной власти. Субъект семеноводства гарантирует соответствие сортовых и посевных качеств семян, а субъект питомниководства – происхождение, санитарное и фитосанитарное состояние и качество посадочного материала на основании требований нормативных правовых актов. 4. Семена и посадочный материал вводят в оборот после их сертификации. Семена и посадочный материал считаются сертифицированными, если они: 1) соответствуют требованиям нормативных правовых актов по сортовой чистоте и посевным качествам; 2) принадлежат сорту, занесенному в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Российской Федерации.

 

Статья 13. Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в Республике Крым Информационное обеспечение в сфере сельского хозяйства в Республике Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

статью 13 дополнить словами ", в том числе доступности информации для инвалидов". 

Статья 14. Участие органов государственной власти Республики Крым в реализации государственной аграрной политики Уполномоченные органы, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, несут ответственность за реализацию мероприятий государственной программы в рамках установленных полномочий.

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Глава Республики Крым С. АКСЁНОВ г. Симферополь, 06 июля 2015 года № 134-ЗРК/2015





e-mail:zakonrk@list.ru