Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым

Принят

Государственным Советом

Республики Крым 22 октября 2014 года

Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий Республики Крым

в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов

и объектов, достопримечательных природных образований, объектов

растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения

естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния,

экологического воспитания населения.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной

поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются

природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное,

научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение,

изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично

из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой

охраны.

2. Режим особой охраны – система ограничений хозяйственной и иной

деятельности, осуществляемой в границах особо охраняемых природных

территорий и их охранных зон.

3. Функциональные зоны особо охраняемой природной территории –

устанавливаемые в границах особо охраняемой природной территории зоны

с дифференцированным режимом хозяйственной и иной деятельности,

не противоречащей целям образования и функционирования особо охраняемой

природной территории.

4. Положение об особо охраняемой природной территории регионального

или местного значения – правовой акт, содержащий сведения о наименовании,

местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной

 

особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся

в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

5. Схема развития и размещения особо охраняемых природных

территорий – утверждаемая высшим исполнительным органом государственной

власти Республики Крым документация по организации, размещению

и развитию системы особо охраняемых природных территорий в Республике

Крым, включающая графический и текстовый материалы.

6. Комплексное экологическое обследование территории – сбор, анализ

и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах

и объектах, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном,

оздоровительном значении с целью последующей разработки документации,

обосновывающей необходимость организации либо реорганизации особо

охраняемой природной территории, проведение корректировки границ

и площади, а также снятия статуса особо охраняемой природной территории.

7. Резервирование земель – ограничение хозяйственного оборота и прав

на земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,

в целях их последующего отвода под организацию особо охраняемых

природных территорий.

Статья 2. Законодательство Республики Крым об особо охраняемых

природных территориях

Законодательство Республики Крым в области охраны и использования

особо охраняемых природных территорий основывается на положениях

Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 14 марта

1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и иного

законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной

среды, Конституции Республики Крым и состоит из настоящего Закона

и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов

Республики Крым.

Статья 3. Классификация особо охраняемых природных территорий

Республики Крым

1. К особо охраняемым природным территориям Республики Крым

относятся объекты федерального, регионального и местного значения.

2. К особо охраняемым природным территориям Республики Крым,

не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ

"Об особо охраняемых природных территориях", относятся объекты

регионального значения:

природные территории и объекты – заповедные урочища, ландшафтно-

рекреационные парки;

искусственно созданные объекты – парки-памятники садово-паркового

искусства, зоологические парки.

 

3. Законами Республики Крым могут устанавливаться и иные категории

особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Статья 4. Формы собственности на особо охраняемые

природные территории

Заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки, парки-

памятники садово-паркового искусства, зоологические парки и заповедные

территории иных категорий, установленные в соответствии с настоящим

Законом, могут находиться как в собственности государства, так и в иных

формах собственности, предусмотренных законодательством Российской

Федерации.

Статья 5. Правовые основы функционирования особо охраняемых

природных территорий

Задачи, научный профиль, характер функционирования и режим особо

охраняемых природных территорий, категории которых установлены

настоящим Законом, определяются в положениях о них, которые

разрабатываются в соответствии с настоящим Законом и утверждаются

республиканским органом управления в области организации, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий регионального

значения.

Статья 6. Охрана особо охраняемых природных территорий,

категории которых установлены настоящим Законом

Особо охраняемые природные территории, категории которых

установлены настоящим Законом, подлежат комплексной охране, порядок

осуществления которой определяется положением о каждой из таких

территорий.

РАЗДЕЛ II

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЫ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 7. Полномочия Государственного Совета Республики Крым

в области организации, охраны и использования особо

охраняемых природных территорий

К полномочиям Государственного Совета Республики Крым в области

организации, охраны и использования особо охраняемых природных

территорий относятся:

1) принятие законов и других нормативных правовых актов,

регулирующих отношения в сфере организации, охраны и использования

 

расположенных на территории Республики Крым особо охраняемых природных

территорий регионального и местного значения;

2) установление законом Республики Крым иных категорий особо

охраняемых природных территорий регионального и местного значения,

не установленных в статье 3 настоящего Закона;

3) осуществление иных полномочий, установленных законодательством

Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 8. Полномочия Совета министров Республики Крым в области

организации, охраны и использования особо охраняемых

природных территорий

К полномочиям Совета министров Республики Крым в области

организации, охраны и использования особо охраняемых природных

территорий относятся:

1) утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых

природных территорий Республики Крым;

2) создание (объявление) особо охраняемых природных территорий

регионального значения, утверждение и изменение их границ, площади,

определение режима их охраны, утверждение положений об этих территориях,

а также изменение их категории и режима особой охраны, наименования,

снятия правового статуса;

3) принятие решения о резервировании земельных участков, которые

предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями,

на основании утвержденных схем развития и размещения особо охраняемых

природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

4) принятие решений об образовании на землях, прилегающих к особо

охраняемым природным территориям регионального значения, охранных зон

с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и утверждение

положений об охранных зонах;

5) определение республиканского органа управления в области

организации, охраны и использования особо охраняемых природных

территорий регионального значения;

6) определение исполнительных органов государственной власти

Республики Крым, к полномочиям которых относится управление в области

организации, охраны и использования особо охраняемых природных

территорий;

7) распределение и перераспределение средств бюджета Республики Крым,

выделяемых на организацию, охрану и функционирование особо охраняемых

природных территорий регионального значения, в соответствии с законом

Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной год;

8) осуществление иных полномочий, установленных законодательством

Российской Федерации и Республики Крым.

 

Статья 9. Полномочия Республиканского органа управления в области

организации, охраны и использования особо охраняемых

природных территорий регионального значения

К полномочиям республиканского органа управления в области

организации, охраны и использования особо охраняемых природных

территорий регионального значения относятся:

1) участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых

актов Республики Крым в области охраны и использования особо охраняемых

природных территорий, а также осуществление контроля за их исполнением;

2) согласование решений о создании особо охраняемых природных

территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны

с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области

охраны окружающей среды и федеральными органами исполнительной власти

в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается,

что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться

земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных

Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

3) согласование решений о создании особо охраняемых природных

территорий местного значения, находящихся в собственности муниципального

образования, в случае если площадь особо охраняемой природной территории

составляет более 5 % от общей площади земельных участков, находящихся

в собственности муниципального образования;

4) внесение предложений о создании природных парков;

5) рассмотрение конкретных особенностей зонирования и режима

природных парков;

6) внесение предложений о создании государственных природных

заказников регионального значения;

7) рассмотрение материалов о преобразовании государственных

природных заказников федерального значения в государственные природные

заказники регионального значения;

8) внесение предложений об объявлении природных объектов

и комплексов памятниками природы регионального значения;

9) осуществление передачи памятников природы регионального значения

и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление

охранных обязательств, паспортов и других документов;

10) внесение предложений (в случае необходимости) об изъятии

земельных участков или водных объектов, используемых для

общегосударственных нужд, объявлении природных комплексов и объектов

памятниками природы, а территорий, занятых ими, – территориями памятников

природы регионального значения;

11) осуществление управления дендрологическими парками

и ботаническими садами регионального значения;

12) рассмотрение положений о дендрологических парках и ботанических

садах регионального значения;

 

13) рассмотрение предложений о создании охранных зон природных

парков и памятников природы регионального значения;

14) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных

территорий Республики Крым в пределах установленных полномочий;

15) подготовка предложений по установлению иных категорий особо

охраняемых природных территорий регионального и местного значения,

не установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ

"Об особо охраняемых природных территориях";

16) осуществление государственного надзора в области охраны

и использования особо охраняемых природных территорий на особо

охраняемых природных территориях регионального значения

при осуществлении регионального государственного экологического надзора;

17) осуществление иных полномочий, установленных законодательством

Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области

организации, охраны и использования особо охраняемых

природных территорий

К полномочиям органов местного самоуправления в области организации,

охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

1) осуществление организации, охраны и использования особо охраняемых

природных территорий местного значения;

2) участие в организации сбора информации об особо охраняемых

природных территориях местного значения для государственного кадастра;

3) организация охраны особо охраняемых природных территорий местного

значения;

4) решение вопросов о финансировании мероприятий, отнесенных

к вопросам местного значения, по охране особо охраняемых природных

территорий местного значения из местных бюджетов;

5) осуществление иных полномочий, установленных законодательством

Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 11. Принципы организации, охраны и использования особо

охраняемых природных территорий

Организация, использование и охрана особо охраняемых природных

территорий в Республике Крым осуществляются в соответствии

со следующими принципами:

1) приоритет общенациональных и региональных интересов при решении

вопросов организации, охраны, государственного надзора и использования

особо охраняемых природных территорий;

2) преобладание интересов сохранения особо охраняемых природных

территорий над интересами их использования;

 

3) приоритет использования особо охраняемых природных территорий

в научно-исследовательских, образовательных, культурно-познавательных

и рекреационных целях (в случаях если они предусмотрены) над их

использованием в других целях;

4) недопустимость хозяйственной деятельности на особо охраняемых

природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам

и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме

деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия

и экологического равновесия);

5) согласованность вопросов охраны, государственного надзора

и использования особо охраняемых природных территорий органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти Республики Крым;

6) обязательность проведения государственной экологической экспертизы

материалов комплексного экологического обследования участков территорий,

обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо

охраняемых природных территорий, изменение их категории, границ или их

ликвидацию;

7) устойчивость особо охраняемых природных территорий как основных

структурных элементов для формирования экологической сети,

обеспечивающей сохранение биологического и ландшафтного разнообразия,

поддерживающей экологический баланс региона;

8) формирование единой территориальной и многофункциональной

системы особо охраняемых природных территорий совместно с другими

природными территориями во всех природных зонах и прибрежных

акваториях, имеющих особую ценность для охраны окружающей среды

в Республике Крым;

9) привлечение граждан и юридических лиц к решению задач по созданию,

охране и изучению особо охраняемых природных территорий.

Статья 12. Порядок создания (объявления) особо охраняемых

природных территорий регионального значения

Особо охраняемые природные территории регионального значения

создаются (объявляются) в порядке, установленном Советом министров

Республики Крым.

Статья 13. Управление особо охраняемыми природными территориями

1. Для обеспечения государственного управления особо охраняемыми

природными территориями регионального значения могут создаваться

специальные подразделения республиканского органа управления в области

организации, охраны и использования особо охраняемых природных

территорий регионального значения.

 

2. Для управления ландшафтно-рекреационными парками, парками-

памятниками садово-паркового искусства и зоологическими парками

по инициативе исполнительных органов государственной власти Республики

Крым, в ведении которых они находятся, по решению Совета министров

Республики Крым могут создаваться государственные учреждения Республики

Крым.

В состав вышеуказанных государственных учреждений могут входить

соответствующие научные подразделения, подразделения службы охраны,

хозяйственного и другого обслуживания.

Государственные учреждения осуществляют управление особо

охраняемыми природными территориями и объектами в соответствии

с положениями о них.

Статья 14. Планирование развития системы особо охраняемых

природных территорий

1. Планирование развития системы особо охраняемых природных

территорий в Республике Крым осуществляется на основании схемы развития

и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Крым

с учетом размещения особо охраняемых природных территорий федерального

значения.

2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий

Республики Крым является основанием для принятия решения

о резервировании земель, которым предполагается придание правового статуса

особо охраняемых природных территорий в Республике Крым,

и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

3. Резервирование земель, которым предполагается придание правового

статуса особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке,

предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

4. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий

Республики Крым и изменения в указанную схему утверждаются Советом

министров Республики Крым по представлению республиканского органа

управления в области организации, охраны и использования особо охраняемых

природных территорий регионального значения при наличии положительного

заключения государственной экологической экспертизы.

5. В соответствии с утвержденной схемой развития и размещения особо

охраняемых природных территорий Республики Крым устанавливаются

границы и режимы регулирования градостроительной деятельности

на территориях, предназначенных для образования особо охраняемых

природных территорий, утверждаются проекты планировки указанных

территорий.

6. Расположение и особенности использования особо охраняемых

природных территорий регионального значения подлежат обязательному учету

при разработке планов и программ социально-экономического развития

территорий и рекреационной деятельности, при проведении лесоустройства,

 

землеустройства и охотустройства, при подготовке материалов и разработке

схем недропользования и водопользования, при подготовке градостроительной

документации.

Статья 15. Финансирование расходов на создание (объявление), охрану

и использование особо охраняемых природных территорий

регионального значения

1. Финансирование расходов на создание (объявление) охрану

и использование особо охраняемых природных территорий регионального

значения осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым и других

не запрещенных законом источников.

2. Финансирование расходов на создание (объявление) охрану

и использование особо охраняемых природных территорий местного значения

осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов и других

не запрещенных законом источников.

РАЗДЕЛ III

ЗАПОВЕДНЫЕ УРОЧИЩА

Статья 16. Статус и задачи заповедных урочищ

1. Заповедными урочищами объявляются лесные, степные, болотные

и другие обособленные целостные ландшафты, которые имеют важное научное,

природоохранное и эстетическое значение, с целью сохранения их

в естественном состоянии.

2. Создание заповедных урочищ производится как с изъятием, так и без

такового, земельных участков, водных и других природных объектов у их

владельцев или пользователей.

3. Создание заповедных урочищ осуществляется по решению Совета

министров Республики Крым по представлению республиканского органа

управления в области организации, охраны и использования особо охраняемых

природных территорий регионального значения.

Статья 17. Основные требования относительно режима

заповедных урочищ

1. На территориях заповедных урочищ запрещается любая деятельность,

которая нарушает естественные процессы, происходящие в природных

комплексах, включенных в их состав, согласно требованиям, установленным

для природных заповедников.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, водных

и других природных объектов, объявленных заповедными урочищами, берут

на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения.

 

РАЗДЕЛ IV

ЛАНДШАФТНО РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПАРКИ

Статья 18. Статус и задачи ландшафтно-рекреационных парков

1. Ландшафтно-рекреационный парк является природоохранным

рекреационным объектом регионального значения, который создается в целях

сохранения в природном состоянии типичных или уникальных природных

комплексов и объектов, а также обеспечения условий для организованного

отдыха населения:

ландшафтно-рекреационный парк организуется, как правило, без изъятия

земельных участков, водных или других природных объектов у их

собственников, владельцев и пользователей;

в случае необходимости изъятие земельных участков, водных или других

объектов для нужд ландшафтно-рекреационного парка проводится

в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Задачи ландшафтно-рекреационного парка:

1) сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов

и объектов;

2) создание условий для эффективного развития туризма, отдыха

и рекреационной инфраструктуры в природных условиях с соблюдением

режима охраны заповедных природных комплексов и объектов;

3) содействие экологическому образованию и воспитанию населения.

3. Создание ландшафтно-рекреационных парков осуществляется

по решению Совета министров Республики Крым по представлению

республиканского органа управления в области организации, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий регионального

значения.

Статья 19. Структура территории ландшафтно-рекреационного парка

1. На территории ландшафтно-рекреационного парка с учетом

природоохранных, оздоровительных, научных, рекреационных, историко-

культурных и иных ценностей природных комплексов и объектов,

особенностей их конфигурации устанавливается дифференцированный режим

охраны, восстановления и использования в соответствии с функциональным

зонированием:

1) заповедная зона – предназначена для охраны и восстановления наиболее

ценных природных комплексов;

2) зона регулируемой рекреации – предназначена для проведения

кратковременной рекреации и оздоровления населения, осмотра наиболее

живописных и памятных мест (разрешается соответствующее обустройство

туристических маршрутов и экологических троп; запрещаются рубки леса,

промышленное рыболовство, промысловая охота и другая деятельность,

 

которая может негативно влиять на состояние природных комплексов

и объектов);

3) зона стационарной рекреации – предназначена для размещения

гостиниц, кемпингов, других объектов обслуживания посетителей ландшафтно-

рекреационного парка;

4) хозяйственная зона – предназначена для проведения хозяйственной

деятельности, направленной на выполнение задач, возложенных

на ландшафтно-рекреационный парк (в ее границах могут находиться земли

других землепользователей, которые включены в состав ландшафтно-

рекреационного парка, на которых хозяйственная деятельность осуществляется

с соблюдением общих требований к охране окружающей природной среды).

2. Зонирование территории ландшафтно-рекреационного парка,

рекреационная и другая деятельность проводятся в соответствии с положением

о ландшафтно-рекреационном парке, которое утверждается республиканским

органом управления в области организации, охраны и использования особо

охраняемых природных территорий регионального значения.

РАЗДЕЛ V

ПАРКИ-ПАМЯТНИКИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Статья 20. Статус и задачи парков-памятников

садово-паркового искусства

1. Парками-памятниками садово-паркового искусства объявляются

наиболее выдающиеся и ценные образцы паркового строительства с целью их

охраны и использования в эстетических, воспитательных, научных,

природоохранных и оздоровительных целях.

2. Парки-памятники садово-паркового искусства являются

природоохранными рекреационными особо охраняемыми природными

территориями.

3. Создание парков-памятников садово-паркового искусства производится

с изъятием в установленном порядке или без изъятия земельных участков,

водных и других природных объектов у их владельцев или пользователей.

4. На территориях парков-памятников садово-паркового искусства могут

проводиться научные исследования.

5. Создание парков-памятников садово-паркового искусства

осуществляется по решению Совета министров Республики Крым

по представлению республиканского органа управления в области организации,

охраны и использования особо охраняемых природных территорий

регионального значения.

 

Статья 21. Основные требования относительно режима

парков-памятников садово-паркового искусства

1. На территориях парков-памятников садово-паркового искусства

запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных

на них задач и угрожающая их сохранению, обеспечивается проведение

экскурсий и массовый отдых населения, осуществляется уход за насаждениями.

2. Территории парков-памятников садово-паркового искусства могут быть

разделены на различные функциональные зоны в соответствии с требованиями

к режиму охраны и использования ботанических садов и дендрологических

парков, определенных Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ

"Об особо охраняемых природных территориях".

3. Содержание и реконструкция парков-памятников садово-паркового

искусства осуществляется по проектам, которые разрабатываются научными

и проектными предприятиями, учреждениями, организациями и утверждаются

республиканским органом управления в области организации, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий регионального

значения при наличии положительного заключения государственной

экологической экспертизы.

4. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, водных

и других природных объектов, объявленных парками-памятниками садово-

паркового искусства, берут на себя обязательства по обеспечению режима их

охраны и сохранения.

РАЗДЕЛ VI

ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ

Статья 22. Статус и задачи зоологических парков

1. Зоологические парки создаются с целью организации экологической

образовательно-воспитательной работы, создания экспозиций редких,

экзотических и местных видов животных, сохранения их генофонда, изучения

дикой фауны и разработки научных основ ее разведения в неволе.

2. Зоологические парки являются природоохранными культурно-

образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

3. Земельные участки со всеми природными ресурсами изымаются

и предоставляются зоологическим паркам в установленном законодательством

порядке.

4. Создание зоологических парков осуществляется по решению Совета

министров Республики Крым по представлению республиканского органа

управления в области организации, охраны и использования особо охраняемых

природных территорий регионального значения.

 

Статья 23. Структура территории и основные требования к режиму

зоологических парков

1. На территориях зоологических парков запрещается деятельность,

не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая

сохранению благоприятных условий для жизни животных этих парков.

2. С целью обеспечения выполнения поставленных перед зоологическими

парками задач на их территориях выделяются зоны:

1) экспозиционная – предназначена для стационарного содержания

животных и использования в культурно-познавательных целях;

2) научная – в ее пределах проводится научно-исследовательская работа,

посещение зоны разрешается в установленном порядке;

3) рекреационная – предназначена для организации отдыха

и обслуживания посетителей парка;

4) хозяйственная – предназначена для размещения вспомогательных

хозяйственных объектов.

3. Зоологические парки могут организовывать передвижные экспозиции

животных, иметь в своем составе подсобные хозяйства, созданные для

обеспечения животных кормами.

4. Зоологические парки осуществляют свою деятельность в том числе

в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 1995 года № 52-ФЗ

"О животном мире".

РАЗДЕЛ VII

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 24. Государственный надзор в области охраны и использования

особо охраняемых природных территорий

1. Государственный надзор в области охраны и использования особо

охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с порядком

осуществления государственного надзора в области охраны и использования

особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики

Крым, утверждаемым Советом министров Республики Крым.

2. Задачами регионального государственного надзора являются

предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами,

их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными

предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами

установленных в соответствии с международными договорами Российской

Федерации, Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо

охраняемых природных территориях", другими федеральными законами

и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми

 

актами Российской Федерации и Республики Крым требований в области

охраны окружающей среды.

3. Региональный государственный надзор осуществляется

республиканским органом управления в области организации, охраны

и использования особо охраняемых природных территорий регионального

значения (далее – орган надзора) при осуществлении регионального

государственного экологического надзора в соответствии с законодательством

Российской Федерации об охране окружающей среды и законодательством

Республики Крым.

4. Перечень должностных лиц органа надзора, осуществляющих

региональный государственный надзор, устанавливается Советом министров

Республики Крым.

5. К отношениям, связанным с осуществлением регионального

государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность

на особо охраняемых природных территориях, применяются положения

Федерального закона 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статья 25. Права должностных лиц органов, осуществляющих

государственный надзор в области охраны и использования

особо охраняемых природных территорий

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор

в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий,

имеют право:

1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные

с соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

и гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо

охраняемых природных территориях;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии

приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа

государственного надзора о назначении проверки посещать расположенные

на особо охраняемых природных территориях здания, помещения, сооружения

и иные подобные объекты, проводить их обследования, а также проводить

исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия

по контролю;

3) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям

и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований

законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных

территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения

вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо

охраняемых природных территорий;

 

4) составлять протоколы об административных правонарушениях,

связанных с нарушением законодательства Российской Федерации об особо

охраняемых природных территориях, рассматривать дела об указанных

административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению

таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные

с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых

природных территориях, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел

по признакам преступлений;

6) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании

ущерба, нанесенного особо охраняемым природным территориям вследствие

нарушений режима их охраны и использования;

7) принимать решение о временном запрете деятельности по основаниям

и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых

природных территорий

1. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных

территорий устанавливается в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

2. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах

особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению

в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами

и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии –

по фактическим затратам на их восстановление.

РАЗДЕЛ VIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.

Глава Республики Крым С. АКСЕНОВ

г. Симферополь,

10 ноября 2014 года

№ 5-ЗРК/2014


Политика конфиденциальности

Контакты